Михаил Ринский
ДЕЛО ЕГО ЖИЗНИ - ИДИШ
В 2006 году общественность Израиля отметила юбилей яркого деятеля идишкайта: Михаэлю Вайнапелю (Бен-Аврааму) исполнилось 85 лет. Вклад его в развитие культуры нашей страны трудно переоценить. Диктор и редактор радио «Коль Исраэль»на идише в течении 34 лет; режиссёр и актёр спектаклей на «мамэ-лошн»; мастер художественного слова на идише; воспитатель молодых дарований; литератор и журналист; активный пропагандист идишкайта – лауреат премии имени Давида Гофштейна.
К сожалению, в 2007 году Михаэль Вайнапель ушёл из жизни…
Предлагаем небольшой очерк о его жизненном пути: нелёгкой молодости и творческом восхождении.
СЫН БОРЦА
Молодой активист рабочего движения бундовец Авраам Вайнапель вернулся из немецкого плена коммунистом. Судьба соединила сердца этого мятежного человека и глубоко религиозной девушки, дочери раввина. В польском городе Седльце Авраам вёл активную политическую работу, а Рива скромно преподавала родной идиш в небольшой частной школе. В 1921 году у них родился сын Михаэль.
Авраам быстро стал заметной фигурой в политической жизни Польши: в 1923 году он был избран в сейм независимой страны. Но вскоре Компартия Польши была запрещена и ушла в подполье, а депутат Вайнапель - арестован и восемь лет провёл в тюрьме.
До десятилетнего возраста Михаэль воспитывался без отца. Рива старалась сделать всё возможное для развития сына, и прежде всего привила ему любовь к родному языку: после учёбы в хедере и еврейской школе Михаэль, занимаясь в польской гимназии, продолжал глубоко совершенствовать свой идиш, получая многое от матери.
Выйдя лишь в 1931-м на свободу, Авраам, уже в рядах партии Бунд, продолжил борьбу за равноправие своего народа, подвергаясь всё время преследованию властей. Вайнапеля приглашали на работу в Москву, но он отказался: в Советском Союзе уже начались аресты...
Под влиянием отца и матери в юном Михаэле сочетались, с одной стороны, революционный настрой еврейской молодёжи межвоенной Польши, а с другой - глубокая любовь к родному языку. В 1935 году четырнадцатилетний Вайнапель-младший был арестован за нелегальное участие в работе запрещённого комсомола, около четырёх лет провёл в тюрьме для политической молодёжи в городе Золочеве и был освобождён после вступления в Западную Украину Красной Армии в конце сентября 1939 года.
А чуть раньше немецкие войска оккупировали Польшу, и 13 сентября 1939-го ими был расстрелян в Седльце Авраам Вайнапель. Риве удалось уйти за Буг. Советское гражданство принять она отказалась и была отправлена на принудительные работы в Свердловскую область. Забегая вперёд, расскажем о её трагической судьбе. В 1942-м, после разрешения польским гражданам свободного поселения Рива оказалась в Фергане и там, без работы, без знания языка, одинокая, умерла от голода... Сын, служивший в это время в армии, ничем не мог ей помочь, да и не знал ничего о столь безысходном положении матери.
ВОЙНА
После освобождения из тюрьмы восемнадцатилетний Михаэль оказался на теперь уже советской территории. Хотя он и перебрался поближе к дому, на территорию Западной Белоруссии, но о возвращении в Польшу еврея-комсомольца не могло быть и речи. Михаэль начал работать в типографии города Лида, Барановичской области. Не теряя времени, он продолжил учёбу и окончил среднюю школу.
Когда 22 июня 1941-го немцы, взломав оборону Красной Армии, стремительно двинулись на восток, Михаэль Вайнапель, в числе беженцев, едва успел уйти из города, расположенного не так далеко от границы, и с большими трудностями добрался до Челябинска, где жил дядя, брат отца. Здесь он продолжил образование на курсах челябинского университета, но вскоре был призван в армию. Воевал с полгода под Курском, а затем, после ранения, его, как к тому же «неблагонадёжного» выходца из иностранного государства, отправили в стройбат. Там он пробыл девять месяцев и в 1943-м был, в числе других польских граждан, отпущен «на свободное поселение». Михаэль вернулся в Челябинск и был принят на работу в райсовет расположенного неподалеку, по российским меркам, города Златоуста. На работе он занимался финансами, а в свободное время - стал одним из активистов местного отделения Союза польских патриотов, развернувшего тогда работу по всему Советскому Союзу.
Среди тысяч советских и польских беженцев в Златоусте и районе был большой процент евреев. Были и местные евреи. Михаэль создал в Златоусте еврейский театральный любительский коллектив на идише. В этот же период определилась и личная жизнь молодого Вайнапеля.
ПОСЛЕВОЕННАЯ ПОЛЬША
Война кончилась, и Михаэль, в числе сотен тысяч возвращающихся польских граждан, вместе с женой приехал в Щецин. Здесь при Обществе еврейской культуры он создал и руководил работой драматических ансамблей на идише. Одновременно Вайнапель работал и в польском театре, совершенствуя свой талант. Много полезного дало ему общение с такими театральными педагогами, как Годик, Вашчерович, Шмидерски... Михаэль учился у них режиссуре и актёрскому мастерству и успешно применял знания в созданных им коллективах.
Много внимания и времени уделял Вайнапель периодической печати на идише, публикуя там статьи по различным проблемам культуры и одновременно оттачивая свой литературный стиль, что так пригодится ему в дальнейшем.
Польский период дал Михаэлю те профессиональные качества, которые, наряду с природным дарованием, позволили ему в следующем, главном периоде его разносторонней деятельности в полной мере проявить свою творческую самостоятельность.
С годами политическая атмосфера в Польше накалялась. В дополнение к бытовому, рос государственный антисемитизм. Деятельность еврейских организаций, в том числе культурных, и в том числе театральных коллективов всё более ограничивалась. Началось с запрета еврейских партий под предлогом объединения всех в Польскую объединённую рабочую партию (ПОРП), а кончилось откровенным выдавливанием евреев из страны с приходом к власти Владислава Гомулки в 1956 году. Михаэль всё чаще задумывался об отъезде из страны.
В то же время, Вайнапель чувствовал, что его место - в рядах защитников идиша в самой еврейской стране, где, как ни парадоксально, он в этой защите в те годы нуждался. В 1957 году его семья, к тому времени уже многодетная, репатриировалась в Израиль.
ИЗРАИЛЬ: ЯРКИЙ ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ НА ИДИШЕ
В молодой стране никто из репатриантов в те годы не надеялся на манну небесную. Вот и Михаэль Вайнапель начинал простым фабричным рабочим. Но многолетние связи с партией Бунд, тяга к общению на родном идише и жажда творчества привели его в клуб Союза Бунд «Арбэтэр Ринг» на улице Калишер в Тель-Авиве. Здесь Михаэлю предоставили все имевшиеся возможности для создания драматического коллектива. Кроме того, ему предоставили работу в типографии Бунда, чтобы создать лучшие возможности для руководства этим коллективом, со временем выросшим в настоящую театральную труппу, с которой он поставил порядка тридцати спектаклей.
В 2006 году общественность Израиля отметила юбилей яркого деятеля идишкайта: Михаэлю Вайнапелю (Бен-Аврааму) исполнилось 85 лет. Вклад его в развитие культуры нашей страны трудно переоценить. Диктор и редактор радио «Коль Исраэль»на идише в течении 34 лет; режиссёр и актёр спектаклей на «мамэ-лошн»; мастер художественного слова на идише; воспитатель молодых дарований; литератор и журналист; активный пропагандист идишкайта – лауреат премии имени Давида Гофштейна.
К сожалению, в 2007 году Михаэль Вайнапель ушёл из жизни…
Предлагаем небольшой очерк о его жизненном пути: нелёгкой молодости и творческом восхождении.
СЫН БОРЦА
Молодой активист рабочего движения бундовец Авраам Вайнапель вернулся из немецкого плена коммунистом. Судьба соединила сердца этого мятежного человека и глубоко религиозной девушки, дочери раввина. В польском городе Седльце Авраам вёл активную политическую работу, а Рива скромно преподавала родной идиш в небольшой частной школе. В 1921 году у них родился сын Михаэль.
Авраам быстро стал заметной фигурой в политической жизни Польши: в 1923 году он был избран в сейм независимой страны. Но вскоре Компартия Польши была запрещена и ушла в подполье, а депутат Вайнапель - арестован и восемь лет провёл в тюрьме.
До десятилетнего возраста Михаэль воспитывался без отца. Рива старалась сделать всё возможное для развития сына, и прежде всего привила ему любовь к родному языку: после учёбы в хедере и еврейской школе Михаэль, занимаясь в польской гимназии, продолжал глубоко совершенствовать свой идиш, получая многое от матери.
Выйдя лишь в 1931-м на свободу, Авраам, уже в рядах партии Бунд, продолжил борьбу за равноправие своего народа, подвергаясь всё время преследованию властей. Вайнапеля приглашали на работу в Москву, но он отказался: в Советском Союзе уже начались аресты...
Под влиянием отца и матери в юном Михаэле сочетались, с одной стороны, революционный настрой еврейской молодёжи межвоенной Польши, а с другой - глубокая любовь к родному языку. В 1935 году четырнадцатилетний Вайнапель-младший был арестован за нелегальное участие в работе запрещённого комсомола, около четырёх лет провёл в тюрьме для политической молодёжи в городе Золочеве и был освобождён после вступления в Западную Украину Красной Армии в конце сентября 1939 года.
А чуть раньше немецкие войска оккупировали Польшу, и 13 сентября 1939-го ими был расстрелян в Седльце Авраам Вайнапель. Риве удалось уйти за Буг. Советское гражданство принять она отказалась и была отправлена на принудительные работы в Свердловскую область. Забегая вперёд, расскажем о её трагической судьбе. В 1942-м, после разрешения польским гражданам свободного поселения Рива оказалась в Фергане и там, без работы, без знания языка, одинокая, умерла от голода... Сын, служивший в это время в армии, ничем не мог ей помочь, да и не знал ничего о столь безысходном положении матери.
ВОЙНА
После освобождения из тюрьмы восемнадцатилетний Михаэль оказался на теперь уже советской территории. Хотя он и перебрался поближе к дому, на территорию Западной Белоруссии, но о возвращении в Польшу еврея-комсомольца не могло быть и речи. Михаэль начал работать в типографии города Лида, Барановичской области. Не теряя времени, он продолжил учёбу и окончил среднюю школу.
Когда 22 июня 1941-го немцы, взломав оборону Красной Армии, стремительно двинулись на восток, Михаэль Вайнапель, в числе беженцев, едва успел уйти из города, расположенного не так далеко от границы, и с большими трудностями добрался до Челябинска, где жил дядя, брат отца. Здесь он продолжил образование на курсах челябинского университета, но вскоре был призван в армию. Воевал с полгода под Курском, а затем, после ранения, его, как к тому же «неблагонадёжного» выходца из иностранного государства, отправили в стройбат. Там он пробыл девять месяцев и в 1943-м был, в числе других польских граждан, отпущен «на свободное поселение». Михаэль вернулся в Челябинск и был принят на работу в райсовет расположенного неподалеку, по российским меркам, города Златоуста. На работе он занимался финансами, а в свободное время - стал одним из активистов местного отделения Союза польских патриотов, развернувшего тогда работу по всему Советскому Союзу.
Среди тысяч советских и польских беженцев в Златоусте и районе был большой процент евреев. Были и местные евреи. Михаэль создал в Златоусте еврейский театральный любительский коллектив на идише. В этот же период определилась и личная жизнь молодого Вайнапеля.
ПОСЛЕВОЕННАЯ ПОЛЬША
Война кончилась, и Михаэль, в числе сотен тысяч возвращающихся польских граждан, вместе с женой приехал в Щецин. Здесь при Обществе еврейской культуры он создал и руководил работой драматических ансамблей на идише. Одновременно Вайнапель работал и в польском театре, совершенствуя свой талант. Много полезного дало ему общение с такими театральными педагогами, как Годик, Вашчерович, Шмидерски... Михаэль учился у них режиссуре и актёрскому мастерству и успешно применял знания в созданных им коллективах.
Много внимания и времени уделял Вайнапель периодической печати на идише, публикуя там статьи по различным проблемам культуры и одновременно оттачивая свой литературный стиль, что так пригодится ему в дальнейшем.
Польский период дал Михаэлю те профессиональные качества, которые, наряду с природным дарованием, позволили ему в следующем, главном периоде его разносторонней деятельности в полной мере проявить свою творческую самостоятельность.
С годами политическая атмосфера в Польше накалялась. В дополнение к бытовому, рос государственный антисемитизм. Деятельность еврейских организаций, в том числе культурных, и в том числе театральных коллективов всё более ограничивалась. Началось с запрета еврейских партий под предлогом объединения всех в Польскую объединённую рабочую партию (ПОРП), а кончилось откровенным выдавливанием евреев из страны с приходом к власти Владислава Гомулки в 1956 году. Михаэль всё чаще задумывался об отъезде из страны.
В то же время, Вайнапель чувствовал, что его место - в рядах защитников идиша в самой еврейской стране, где, как ни парадоксально, он в этой защите в те годы нуждался. В 1957 году его семья, к тому времени уже многодетная, репатриировалась в Израиль.
ИЗРАИЛЬ: ЯРКИЙ ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ НА ИДИШЕ
В молодой стране никто из репатриантов в те годы не надеялся на манну небесную. Вот и Михаэль Вайнапель начинал простым фабричным рабочим. Но многолетние связи с партией Бунд, тяга к общению на родном идише и жажда творчества привели его в клуб Союза Бунд «Арбэтэр Ринг» на улице Калишер в Тель-Авиве. Здесь Михаэлю предоставили все имевшиеся возможности для создания драматического коллектива. Кроме того, ему предоставили работу в типографии Бунда, чтобы создать лучшие возможности для руководства этим коллективом, со временем выросшим в настоящую театральную труппу, с которой он поставил порядка тридцати спектаклей.
Сцена из спектакля театра "Арбетер-Ринг"
Одновременно Вайнапель принимает участие в работе и других, в том числе и профессиональных театральных коллективов. Его режиссёрские и актёрские работы отличает не только профессионализм и требовательность к себе и другим, но вечный поиск как в сценариях и режиссуре, так и в актёрском мастерстве. Он воспитал и продолжает воспитывать на высоком уровне актёров и мастеров художественного слова.
Где-то примерно в 1960 году на одном из спектаклей в «Арбэтэр Ринг» присутствовал представитель радио «Коль Исраэль», на которое как раз был очень нужен отличный «идишист», каковым и был Михаэль Вайнапель. Он был приглашён в качестве диктора, а затем и редактора блока новостей на идише.
С тех пор отлично поставленный голос Михаэля в течение 34 лет, до самого ухода на пенсию звучал на радио. Там же, а также в многочисленных клубах страны и за рубежом он до последних дней жизни часто выступал как мастер художественного чтения произведений классической и современной литературы на идише.
В литературных и театральных кругах Израиля Михаэль Вайнапель известен, пожалуй, больше, как Михаэль Бен-Авраам. Ещё только начав сотрудничать в клубе Бунда на Калишер, он стал печатать в газете Бунда «Лэбэнс фрагн» статьи и обзоры новостей культуры на идише, и с тех пор опубликованы десятки его статей на темы театра, искусства и культуры в целом - свидетельства его разносторонней эрудиции.
Энергия Михаэля в его уже возрасте за 80 восхищала друзей. То он был ведущим на митинге в память жертв сталинского террора, то выступал в клубе «Юнг идиш» в Иерусалиме, то в клубе любителей идиша в Тель-Авиве... В этом возрасте он безотказно приезжал из Иерусалима туда, где его ждали.
Каждые две недели Михаэль проводил в клубе «Арбэтэр Ринг» в Тель – Авиве «Литературные среды» на идише, встречи с интересными людьми. Сейчас эту традицию продолжает замечательная актриса идишкайта Шура Турков-Гринхойз. Клезмеры на одной из "Сред Вайнапеля" в клубе "Арбетер-Ринг".
Не случайно в 2001 году Михаэлю Вайнапелю присуждена премия имени поэта Давида Гофштейна именно за выдающийся вклад в популяризацию литературных произведений на идиш через театр и мастерство художественного слова.
Вот таким он был - Михаэль Бен-Авраам - Вайнапель, разносторонний деятель культуры и активнейший пропагандист и защитник своего родного идиша.
Михаил Ринский 03-6161361 054-5529955
Комментариев нет:
Отправить комментарий