Два поколения династии Блехаровичей (обложка диска)
Михаил Ринский
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ БЛЕХАРОВИЧЕЙ
Династию можно представить в виде генеалогического дерева. Мощным корнем его был Шауль Блехарович – кантор, дирижёр, композитор, педагог.
Два тесно сросшихся ствола: его дочь Ализа Блехарович-Гольдберг, дирижёр-хормейстер, певица – исполнительница произведений на идише и иврите, русском, литовском, английском, педагог, и сын Миша Блехарович, композитор, дирижёр оркестра, музыкальный руководитель театров и ансамбля, аранжировщик еврейской народной музыки, воспитатель сыновей-музыкантов.
Крона дерева – сыновья Миши, Таль и Шахар, крона уже сформировавшаяся, разрастающаяся ввысь и вширь. Такая вот семейная музыкальность и музыкальная семейственность…
КАНТОР, ДИРИЖЁР, ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР
Рэб Блехарович, учитель хедера, музыкально одарённый человек, не просто передал свои способности детям, но позаботился об их музыкальном образовании: три его сына стали канторами. Один из них уехал в Аргентину, там пел в синагоге. Другой, Шауль Блехарович, пел в синагоге Каунаса и там же руководил хором. Голос у него был сильый: когда он пел в дружеском застолье, от него отодвигали хрусталь - посуда дрожала на столах.
Отец Шауль и дочь Ализа Блехаровичи. Обложки диска
Сын 20-го века, рождённый в 1902 году, свидетель погромов, революций, возрождения Литовского государства, Шауль Блехарович не мог и не хотел ограничивать себя рамками религиозного образа жизни. Он стал преподавать музыку в Каунасской гимназии. Одной из его учениц в гимназии была в будущем прославленная еврейская певица Нехаме Лифшицайте. Были у него и частные ученики.
Шауль создал и возглавил знаменитый хор имени Ю. Энгеля. Одной из солисток хора была очаровательная Софья, ставшая спутницей жизни и матерью трёх его детей. Две дочери родились ещё в предвоенной Литве. После ввода в Литву Красной армии и создания Литовской ССР Шауль Блехарович руководил военным ансамблем Дома Красной армии в Каунасе. Всё это время он одновременно преподавал музыку.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз вынудило Блехаровичей срочно эвакуироваться на восток. Вместе с семьями офицеров они оказались в Горьком, откуда вскоре их отправили в Ташкент, а затем Шауль был направлен на 1-й Украинский фронт, где возглавил военный ансамбль. После освобождения Киева Шауля оставили работать в городе, и в 1944-м к нему приехала Софья с дочерьми. Как раз ко Дню Победы семья сделала себе подарок: родился сынишка 6-го мая 1945 года, то есть композитор Миша Блехарович будет отмечать своё 60-летие этой весной. Шауль и в Киеве продолжал работать в военном ансамбле. Но семью тянуло в Литву.
ВИЛЬНЮС: ДЕРЕВО ПИТАЮТ КОРНИ.
По возвращении в Литву в 1947 году Шаулю Блехаровичу предложили возглавить вильнюсский ансамбль Дома офицеров. Одновременно он вёл преподавательскую работу. Ализа поступила в музыкальное училище, а затем, в 1953-м, в консерваторию на дирижёрско-хоровое отделение, но занималась и вокалом: у неё сформировалось замечательное сопрано. Без преувеличения, и Ализа, и, возможно, музыкальное искусство немало потеряли из-за того, что излишняя скромность и занятия хоровой музыкой отвлекли её от истинного её призвания – вокала.
А между тем Шауль Блехарович всё чаще возвращался мыслями к своим народным еврейским мотивам, ко времени своей молодости, к родному языку идишу. И как только представилась возможность, он ею воспользовался: в 1956 году был создан Еврейский ансамбль песни и танца. Ализа стала солисткой хора этого ансамбля. В 1957 году, окончив консерваторию, она стала преподавать в музыкальной школе в Вильнюсе.
Подрастал и ё талантливый брат Миша. С шести лет начал он заниматься на фортепиано, а уже в 13 лет, когда концертмейстер хора еврейского ансамбля ушла «в декрет», он занял эту должность. В 1961 году Миша окончил школу, а через два года – музыкальное училище и уже в 1965 году, в 20-летнем возрасте, возглавил оркестр того же еврейского ансамбля, одним из руководителей которого был отец. В том же году и Ализа стала дирижёром хора этого ансамбля.
Ализа - молодой дирижёр
В короткий срок Вильнюсский еврейский ансамбль, первый на территории Советского Союза столь многочисленный – 180 человек! – и столь масштабный, завоевал авторитет и приобрёл известность и признание музыкальной общественности страны. Более того: он обрёл статус народного театра, поставив масштабный и динамичный спектакль «Фрейлехс», в котором Ализа в роли невесты открылась новой творческой стороной драматической актрисы. Вот как рецензировал писатель А. Белов гастроли ансамбля в Ленинграде: «Большой музыкальностью и многогранностью дарования порадовала Ализа Блехарович – дирижёр-хормейстер с волевым, выразительным жестом, обаятельная эстрадная певица и драматическая актриса. Её брат показал себя отличным аккомпаниатором…». Композитор Миша Блехарович
Спектакль «Фрейлехс» был возобновлён режиссёром Л.Э. Лурье по прежней постановке Михоэлса. Естественно, в то время еврейский ансамбль не мог ограничиться только еврейской музыкой и языком идиш, но делал всё возможное, чтобы приблизить тематику ансамбля к народным темам и включать произведения еврейских, в том числе израильских авторов. В репертуаре был реквием, посвящённый 20-летию восстания в Варшавском гетто и исполнявшийся на русском, литовском и идише. Исполнялась песня И.-Л. Переца «Все люди – братья» и народные песни. Ну и, конечно, «Танец дружбы народов». Ансамбль много гастролировал по Прибалтике и другим регионам.
О самоотдаче Ализы в те годы говорит такой случай. По пути в Ленинград она простудилась и выступала с температурой: днём лечилась, а вечерами выходила на сцену, дирижируя, солируя, играя ведущую роль во «Фрейлехсе».
В Ригу Ализа ездила на гастроли после рождения сына, будучи ещё кормящей мамой. Режиссёр не хотел никого другого ставить на роль невесты. Несмотря на протесты мужа и свекрови, Ализе пришлось поехать в сопровождении мамы – «бабушки Сони» с сыном Романом и коляской. Шутили: «Чей это ребёнок? – Ребёнок невесты!».
Самоотверженности и энергии в работе совсем не соответствует личная скромность Ализы, явно отрицательно влияющая на её известность и востребованность музыкальной общественностью и там тогда, и ныне в нашей стране – при её исключительных качествах как талантливой певицы с прекрасным сопрано, его диапазоном; с её драматическим талантом, не говоря уже о обаятельной внешности. Недаром отец часто упрекал Ализу, справедливо считая, что она достойна более высоких ступеней на музыкальных пьедесталах.
Отец имел полное право на упрёки: сам он отличался большой работоспособностью, в сочетании с общительностью и умением добиваться своего. Недаром же он, вместе с другими руководителями – единомышленниками, создал такой уникальный еврейский ансамбль в таких сложных условиях советской действительности. Те же качества унаследовал и сын: в 1963 году, окончив музыкальное училище, он поступил в консерваторию по классу фортепиано и одновременно возглавил оркестр в еврейском ансамбле. А в 1964-м его мобилизовали в армию. Но, служа в ней до 1967-го, он, проходя службу в военном оркестре, продолжал дирижировать в оркестре Еврейского ансамбля и учиться в консерватории. Окончив фортепианное отделении консерватории, Миша продолжил учёбу на композиторском. При поступлении на это отделение он представил комиссии свои песни на идише – их исполнил солист Еврейского ансамбля Ури Абрамович, дружбу и сотрудничество с которым Ализа и Миша продолжают и по сей день.
К этому времени у ансамбля был обширный и разнообразный репертуар: еврейские народные песни на идише, песни отца – Шауля Блехаровича, Мордехая Гибиртика, Ицика Мангера, Гольфадена, не говоря уже о «Фрейлехсе», литовских, русских и советских песнях, композициях…
В период работы с ансамблем Шаулем Блехаровичем – композитором написаны лучшие его произведения, основная тема которых – человек и война. Именно на эту тему отбирает он тексты для своей музыки. Например, «Фалт а Штерн» - «Падает звезда» - в форме аллегории напоминает о Катастрофе еврейского народа: падает звезда – загорается сад. Музыка как нельзя лучше соответствует тексту Иосифа Бухбиндера. Подобные произведения Шауля составляют тематический цикл.
Для Шауля Блехаровича вильнюсский период его жизни и творчества был апофеозом. Именно в этот период был создан получивший мировую славу Еврейский народный ансамбль, и в этот период от его мощного корня выросли, обрели силу и стали совершенно самостоятельными, но сплетёнными общим корнем два ствола его генеалогического дерева: дочь Ализа и сын Миша. Здесь уместно лишний раз подчеркнуть, по просьбе Ализы и Миши, что создание ансамбля – плод большого труда, наряду с их отцом и ими, прекрасных руководителей и энтузиастов, просто в этом очерке речь идёт именно о династии Блехаровичей – их жизни и деятельности во всём многообразии творчества.
ЦЕЛЫМ САДОМ – НА РОДНУЮ ПОЧВУ
В 1971 году в Союзе возобновилась антисионистская компания, причиной которой, очевидно, были очередные успехи молодого Израиля, а поводом – активизация диссидентов. В коллективе Еврейского ансамбля, к этому времени сплочённом постоянным общением на родном языке и воодушевлением победами на Ближнем Востоке, общее возмущение советской антиизраильской пропагандой вылилось в своеобразную забастовку. За исключением немногих, основной коллектив перестал посещать репетиции. И хотя власти призывали к продолжению работы, большинство участников ансамбля подали документы на выезд в Израиль. Понимая, какой резонанс может вызвать отказ в этом случае, власти активно не препятствовали отъезду, за исключением некоторых, имевших допуск и тому подобные «осложняющие факторы».
И в 1972 году большинство участников ансамбля собрались уже в Израиле и фактически возобновили работу, дав ансамблю имя «Анахну кан» на иврите, «Мир зайнен до» на идише, «Мы – здесь» - на русском языке. Опубликовали объявление в газете, чтобы собрать всех бывших и пополнить ансамбль теми, кто участвовал в других еврейских коллективах Прибалтики, Молдавии, других республик. Репетировали в Бейт-Лесин, Бейт-Ануар в Тель-Авиве. С Нехамой Лифшицайте
Первые полгода вообще не получали зарплату даже руководители. Несмотря на это, к концу 1972 года смогли настолько восстановиться и подготовить программу, что дали концерт сразу в Гейхал-Тарбуте Тель Авива. К этому времени весть о необычном случае приезда и воскрешения целого уникального коллектива заинтересовала и руководство страны. На концерте присутствовали Голда Меир, в то время премьер-министр Израиля, и Бен-Гурион, тогда уже отошедший от дел.
Дирижировала хором Ализа, оркестром – Миша Блехаровичи. Ализа пела ещё и соло. Концерт прошёл с большим успехом. После концерта к Ализе подошёл генерал Эзер Вайцман, будущий Президент Израиля, пожал руку и сказал: «- Мадам, вы пели прекрасно!».
После концерта на какое-то время ансамбль получил поддержку. Руководство стало получать скромную зарплату, а в общем ансамбль остался самодеятельным. Но несмотря на неустроенность , многие участники ансамбля с энтузиазмом тех лет приезжали на репетиции и концерты, которые проходили и на лучших сценах страны, и в малых городах. Ансамбль выезжал в США и Канаду, где дал концерты во многих городах: поездка началась в декабре 1973 года и продолжалась полтора месяца. Были гастроли и в Англию, Францию, Мексику.
Параллельно с работой в «Анахну – кан» у Ализы было немало «сборных» концертов, куда её приглашали петь соло. Как правило, ей аккомпанировал брат Миша. Неизменно их выступления пользовались большим успехом. Ализе запомнился концерт в Иерусалиме в 1975 году, на котором присутствовал Михаил Александрович. Отец Ализы знал и дружил с Александровичем ещё в молодости в Каунасе, где оба тогда пели в синагогах. На концерте в иерусалимском Зале конгрессов Александровича встретили и проводили тогда буквально овацией. По приезде в Израиль Шауль Блехарович не включался в работу с ансамблем. Он руководил хором ветеранов Вильнюса в Тель- Авиве. Жизнь его оборвалась в 1977 году.
Эти годы вообще были нелёгкими для семьи. У Ализы накопились проблемы и сложности в работе с большим хором, которая требовала большой отдачи времени и сил, но того же в эти годы требовала семья, «самые-самые» школьные годы сына. Именно по этой причине ей пришлось отказаться от заманчивых предложений концертных заграничных турне. Поэтому когда поступило предложение от Министерства абсорбции и Координационного комитета алии о создании к 30-летию Государства Израиль литературно-музыкальной композиции, она вместе с составителем программы Иосейом Якоби, чтецом Ритой Варло и братом – композитором и аккомпаниатором Мишей Блехаровичем отдали много сил её созданию. Десятки раз ими исполнялась программа в самых разных городах, кибуцах – везде, где живут новые репатрианты и есть залы.
Сначала И. Якоби вёл рассказ об истории страны, сопровождая его диапозитивами – от конференции провозглашения государства до бараков и палаток олим, осушения болот и прокладки дорог. Каждый период рассказа иллюстрировался песней, популярной в то время, исполнявшейся Ализой на иврите, с русским текстом на экране в переводах Е. Бауха и А. Владимировой. Рассказ и песни сопровождались музыкальной композицией и аккомпанементом Миши.
Миша в те годы временно прервал работу в ансамбле, посвятив время композиторской работе, а также постоянной должности музыкального руководителя Камерного театра, где он выполнил музыкальное оформление целого ряда спектаклей, драматических и музыкальных. Кроме того, много работ он выполнил и для театра Идишшпиль. Одновременно он пишет музыку к детским передачам израильского телевидения. Занимается Миша и аранжировкой хасидских песен для фестивалей. Самая известная из них – нашедшая всеобщее признание хасидская «Адон Олям» - «Господин мира» Узи Хитмана. Пройдёт лет десять, и Мишу уговорят вновь вернуться в «Анахну – кан» в качестве музыкального руководителя ансамбля.
Ализа с 1987 года стала дирижёром хора имени Клепфиша клуба «Арбейтер ринг» и продолжает возглавлять его по сей день. Когда началась массовая алия 90-х годов, композицию И. Якоби, «исправленную и дополненную» событиями и песнями последних лет, вернули на несколько лет. Были и другие программы, исполнявшиеся Ализой и тесно связанные с творчеством брата.
Музыка Миши Блехаровича глубоко профессиональна и мелодична, несмотря на нелёгкие условия в Израиле для композитора, как правило, не имеющего возможности сосредоточиться всецело на чистом творчестве. В рамках очерка невозможно охватить всю палитру художника. Обращают на себя внимание его вокальные произведения, как будто специально написанные для голоса Ализы. В её исполнении звучат особенно мелодично «Пастораль» и «Дас идише ворт» («Еврейское слово»), «Их зинг фар Айх» ( «Я пою для Вас») и «Шолом Алейхем». Нельзя не отметить и «А гите нахт» («Доброй ночи») на слова Иосифа Котляра. Снова с Нехамой Лифшицайте через много творческих лет.
А как звучит музыкальная миниатюра «Зихронот» («Воспоминания») в исполнении его собственном (фортепиано), сына Шахара (саксофон) и дочери Майи (труба). Все дети Миши получили музыкальное образование, а сыновья Шахар и Таль стали профессиональными музыкантами. Одной из последних масштабных работ, подготовленных композитором Мишей Блехаровичем совместно с сыном Талем, стала большая музыкальная программа – спектакль к 60-летию Камерного театра, составленная из музыкальных фрагментов его спектаклей.
Одновременно Миша работает над музыкальным спектаклем «Аленький цветочек» для Театра юного зрителя под управлением Шауля Тиктинера, которому он помог ещё в его творческой абсорбции и с которым продолжает успешно сотрудничать. В эти дни Миша пишет музыку и для театра «Идишшпиль», для программы двух популярных актёров Гади Ягила и Анат Ацмон.
Кстати, интересные композиторские опыты и в творчестве дирижёра и певицы Ализы, и сыновей Миши. Обращает на себя внимание прекрасная песня «Ханэлэ», написанная Ализой на слова Лахит Иуд к одному из фестивалей песен на идише, ежегодно проводившихся в своё время под руководством Натана Гильбоа, но, к сожалению, прекращённых. Другая её прекрасная работа – «Ви а флатерл» («Как бабочка») на слова замечательной поэтессы Ривки Басман. Оба произведения отличает мелодизм и приверженность к классике, сочетание в наше время не столь частое. Творчеством Ализы Блехарович музыка могла бы серьёзно прирасти, имей она возможность сосредоточиться на композиторском поприще.
Инструментальная миниатюра Таля «Мелодия» ещё несколько лет назад обратила внимание на молодого музыканта. Сейчас его творческий портфель пополнился новыми интересными вещами.
Многие произведения отца и свои Ализа и Миша собрали на диск, изданный к 100-летию со дня рождения Шауля Блехаровича. Изданы и несколько других «семейных» дисков и кассет.
Одним из крупных событий в творческой жизни сестры и брата было участие в культурной программе Первого всемирного конгресса лытваков, состоявшегося в Вильнюсе в августе 2001 года. Вот что писала вильнюсская «Литовский Иерусалим»: «Участники и гости конгресса получили возможность вновь оценить высокое исполнительское мастерство Ализы и Миши Блехаровичей (Израиль). Вильнюсские любители музыки до сих пор помнят их отца Шауля Блехаровича, создавшего в 1956 году хор, в котором пели более ста человек. В 1972 году его дети, Ализа и Миша, как и большинство хористов, репатриировались в Израиль, где создали ансамбль «Анахну – кан», который по сей день концертирует. С искусством певицы Ализы и композитора Миши Блехаровичей знакомы ценители еврейской музыки в разных странах».
Сестра и брат Блехаровичи - в самом расцвете творческих сил, чему свидетельством – новые программы, концерты, спектакли, диски. Уже ясно, что семейная эстафета подхвачена и следующим поколением: Шахар руководит джазовым оркестром на телевидении; Таль пишет музыку к спектаклям.
Отмечавшееся в 2006 году 50-летие Еврейского ансамбля песни и пляски – большой праздник Идишкайта и израильского ансамбля "Анахну кан", прямого наследника и продолжателя традиций юбиляра. Тем более, что музыкальным руководителем ансамбля является представитель славной династии - Миша Блехарович. На юбилейном концерте выступила и Ализа. Им обоим, как и другим ветеранам ещё вильнюсского периода ансамбля, привезли поздравления из Вильнюса участники Вильнюсского еврейского ансамбля - наследника того, который был создан с их участием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий