суббота, 8 декабря 2007 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ БЛЕХАРОВИЧЕЙ


Два поколения династии Блехаровичей (обложка диска)

Михаил Ринский

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ БЛЕХАРОВИЧЕЙ
Династию можно представить в виде генеалогического дерева. Мощным корнем его был Шауль Блехарович – кантор, дирижёр, композитор, педагог.
Два тесно сросшихся ствола: его дочь Ализа Блехарович-Гольдберг, дирижёр-хормейстер, певица – исполнительница произведений на идише и иврите, русском, литовском, английском, педагог, и сын Миша Блехарович, композитор, дирижёр оркестра, музыкальный руководитель театров и ансамбля, аранжировщик еврейской народной музыки, воспитатель сыновей-музыкантов.
Крона дерева – сыновья Миши, Таль и Шахар, крона уже сформировавшаяся, разрастающаяся ввысь и вширь. Такая вот семейная музыкальность и музыкальная семейственность…

КАНТОР, ДИРИЖЁР, ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР
Рэб Блехарович, учитель хедера, музыкально одарённый человек, не просто передал свои способности детям, но позаботился об их музыкальном образовании: три его сына стали канторами. Один из них уехал в Аргентину, там пел в синагоге. Другой, Шауль Блехарович, пел в синагоге Каунаса и там же руководил хором. Голос у него был сильый: когда он пел в дружеском застолье, от него отодвигали хрусталь - посуда дрожала на столах.

Отец Шауль и дочь Ализа Блехаровичи. Обложки диска
Сын 20-го века, рождённый в 1902 году, свидетель погромов, революций, возрождения Литовского государства, Шауль Блехарович не мог и не хотел ограничивать себя рамками религиозного образа жизни. Он стал преподавать музыку в Каунасской гимназии. Одной из его учениц в гимназии была в будущем прославленная еврейская певица Нехаме Лифшицайте. Были у него и частные ученики.
Шауль создал и возглавил знаменитый хор имени Ю. Энгеля. Одной из солисток хора была очаровательная Софья, ставшая спутницей жизни и матерью трёх его детей. Две дочери родились ещё в предвоенной Литве. После ввода в Литву Красной армии и создания Литовской ССР Шауль Блехарович руководил военным ансамблем Дома Красной армии в Каунасе. Всё это время он одновременно преподавал музыку.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз вынудило Блехаровичей срочно эвакуироваться на восток. Вместе с семьями офицеров они оказались в Горьком, откуда вскоре их отправили в Ташкент, а затем Шауль был направлен на 1-й Украинский фронт, где возглавил военный ансамбль. После освобождения Киева Шауля оставили работать в городе, и в 1944-м к нему приехала Софья с дочерьми. Как раз ко Дню Победы семья сделала себе подарок: родился сынишка 6-го мая 1945 года, то есть композитор Миша Блехарович будет отмечать своё 60-летие этой весной. Шауль и в Киеве продолжал работать в военном ансамбле. Но семью тянуло в Литву.

ВИЛЬНЮС: ДЕРЕВО ПИТАЮТ КОРНИ.

По возвращении в Литву в 1947 году Шаулю Блехаровичу предложили возглавить вильнюсский ансамбль Дома офицеров. Одновременно он вёл преподавательскую работу. Ализа поступила в музыкальное училище, а затем, в 1953-м, в консерваторию на дирижёрско-хоровое отделение, но занималась и вокалом: у неё сформировалось замечательное сопрано. Без преувеличения, и Ализа, и, возможно, музыкальное искусство немало потеряли из-за того, что излишняя скромность и занятия хоровой музыкой отвлекли её от истинного её призвания – вокала.
А между тем Шауль Блехарович всё чаще возвращался мыслями к своим народным еврейским мотивам, ко времени своей молодости, к родному языку идишу. И как только представилась возможность, он ею воспользовался: в 1956 году был создан Еврейский ансамбль песни и танца. Ализа стала солисткой хора этого ансамбля. В 1957 году, окончив консерваторию, она стала преподавать в музыкальной школе в Вильнюсе.
Подрастал и ё талантливый брат Миша. С шести лет начал он заниматься на фортепиано, а уже в 13 лет, когда концертмейстер хора еврейского ансамбля ушла «в декрет», он занял эту должность. В 1961 году Миша окончил школу, а через два года – музыкальное училище и уже в 1965 году, в 20-летнем возрасте, возглавил оркестр того же еврейского ансамбля, одним из руководителей которого был отец. В том же году и Ализа стала дирижёром хора этого ансамбля.
Ализа - молодой дирижёр
В короткий срок Вильнюсский еврейский ансамбль, первый на территории Советского Союза столь многочисленный – 180 человек! – и столь масштабный, завоевал авторитет и приобрёл известность и признание музыкальной общественности страны. Более того: он обрёл статус народного театра, поставив масштабный и динамичный спектакль «Фрейлехс», в котором Ализа в роли невесты открылась новой творческой стороной драматической актрисы. Вот как рецензировал писатель А. Белов гастроли ансамбля в Ленинграде: «Большой музыкальностью и многогранностью дарования порадовала Ализа Блехарович – дирижёр-хормейстер с волевым, выразительным жестом, обаятельная эстрадная певица и драматическая актриса. Её брат показал себя отличным аккомпаниатором…». Композитор Миша Блехарович
Спектакль «Фрейлехс» был возобновлён режиссёром Л.Э. Лурье по прежней постановке Михоэлса. Естественно, в то время еврейский ансамбль не мог ограничиться только еврейской музыкой и языком идиш, но делал всё возможное, чтобы приблизить тематику ансамбля к народным темам и включать произведения еврейских, в том числе израильских авторов. В репертуаре был реквием, посвящённый 20-летию восстания в Варшавском гетто и исполнявшийся на русском, литовском и идише. Исполнялась песня И.-Л. Переца «Все люди – братья» и народные песни. Ну и, конечно, «Танец дружбы народов». Ансамбль много гастролировал по Прибалтике и другим регионам.
О самоотдаче Ализы в те годы говорит такой случай. По пути в Ленинград она простудилась и выступала с температурой: днём лечилась, а вечерами выходила на сцену, дирижируя, солируя, играя ведущую роль во «Фрейлехсе».
В Ригу Ализа ездила на гастроли после рождения сына, будучи ещё кормящей мамой. Режиссёр не хотел никого другого ставить на роль невесты. Несмотря на протесты мужа и свекрови, Ализе пришлось поехать в сопровождении мамы – «бабушки Сони» с сыном Романом и коляской. Шутили: «Чей это ребёнок? – Ребёнок невесты!».
Самоотверженности и энергии в работе совсем не соответствует личная скромность Ализы, явно отрицательно влияющая на её известность и востребованность музыкальной общественностью и там тогда, и ныне в нашей стране – при её исключительных качествах как талантливой певицы с прекрасным сопрано, его диапазоном; с её драматическим талантом, не говоря уже о обаятельной внешности. Недаром отец часто упрекал Ализу, справедливо считая, что она достойна более высоких ступеней на музыкальных пьедесталах.
Отец имел полное право на упрёки: сам он отличался большой работоспособностью, в сочетании с общительностью и умением добиваться своего. Недаром же он, вместе с другими руководителями – единомышленниками, создал такой уникальный еврейский ансамбль в таких сложных условиях советской действительности. Те же качества унаследовал и сын: в 1963 году, окончив музыкальное училище, он поступил в консерваторию по классу фортепиано и одновременно возглавил оркестр в еврейском ансамбле. А в 1964-м его мобилизовали в армию. Но, служа в ней до 1967-го, он, проходя службу в военном оркестре, продолжал дирижировать в оркестре Еврейского ансамбля и учиться в консерватории. Окончив фортепианное отделении консерватории, Миша продолжил учёбу на композиторском. При поступлении на это отделение он представил комиссии свои песни на идише – их исполнил солист Еврейского ансамбля Ури Абрамович, дружбу и сотрудничество с которым Ализа и Миша продолжают и по сей день.
К этому времени у ансамбля был обширный и разнообразный репертуар: еврейские народные песни на идише, песни отца – Шауля Блехаровича, Мордехая Гибиртика, Ицика Мангера, Гольфадена, не говоря уже о «Фрейлехсе», литовских, русских и советских песнях, композициях…
В период работы с ансамблем Шаулем Блехаровичем – композитором написаны лучшие его произведения, основная тема которых – человек и война. Именно на эту тему отбирает он тексты для своей музыки. Например, «Фалт а Штерн» - «Падает звезда» - в форме аллегории напоминает о Катастрофе еврейского народа: падает звезда – загорается сад. Музыка как нельзя лучше соответствует тексту Иосифа Бухбиндера. Подобные произведения Шауля составляют тематический цикл.
Для Шауля Блехаровича вильнюсский период его жизни и творчества был апофеозом. Именно в этот период был создан получивший мировую славу Еврейский народный ансамбль, и в этот период от его мощного корня выросли, обрели силу и стали совершенно самостоятельными, но сплетёнными общим корнем два ствола его генеалогического дерева: дочь Ализа и сын Миша. Здесь уместно лишний раз подчеркнуть, по просьбе Ализы и Миши, что создание ансамбля – плод большого труда, наряду с их отцом и ими, прекрасных руководителей и энтузиастов, просто в этом очерке речь идёт именно о династии Блехаровичей – их жизни и деятельности во всём многообразии творчества.

ЦЕЛЫМ САДОМ – НА РОДНУЮ ПОЧВУ

В 1971 году в Союзе возобновилась антисионистская компания, причиной которой, очевидно, были очередные успехи молодого Израиля, а поводом – активизация диссидентов. В коллективе Еврейского ансамбля, к этому времени сплочённом постоянным общением на родном языке и воодушевлением победами на Ближнем Востоке, общее возмущение советской антиизраильской пропагандой вылилось в своеобразную забастовку. За исключением немногих, основной коллектив перестал посещать репетиции. И хотя власти призывали к продолжению работы, большинство участников ансамбля подали документы на выезд в Израиль. Понимая, какой резонанс может вызвать отказ в этом случае, власти активно не препятствовали отъезду, за исключением некоторых, имевших допуск и тому подобные «осложняющие факторы».
И в 1972 году большинство участников ансамбля собрались уже в Израиле и фактически возобновили работу, дав ансамблю имя «Анахну кан» на иврите, «Мир зайнен до» на идише, «Мы – здесь» - на русском языке. Опубликовали объявление в газете, чтобы собрать всех бывших и пополнить ансамбль теми, кто участвовал в других еврейских коллективах Прибалтики, Молдавии, других республик. Репетировали в Бейт-Лесин, Бейт-Ануар в Тель-Авиве. С Нехамой Лифшицайте
Первые полгода вообще не получали зарплату даже руководители. Несмотря на это, к концу 1972 года смогли настолько восстановиться и подготовить программу, что дали концерт сразу в Гейхал-Тарбуте Тель Авива. К этому времени весть о необычном случае приезда и воскрешения целого уникального коллектива заинтересовала и руководство страны. На концерте присутствовали Голда Меир, в то время премьер-министр Израиля, и Бен-Гурион, тогда уже отошедший от дел.
Дирижировала хором Ализа, оркестром – Миша Блехаровичи. Ализа пела ещё и соло. Концерт прошёл с большим успехом. После концерта к Ализе подошёл генерал Эзер Вайцман, будущий Президент Израиля, пожал руку и сказал: «- Мадам, вы пели прекрасно!».
После концерта на какое-то время ансамбль получил поддержку. Руководство стало получать скромную зарплату, а в общем ансамбль остался самодеятельным. Но несмотря на неустроенность , многие участники ансамбля с энтузиазмом тех лет приезжали на репетиции и концерты, которые проходили и на лучших сценах страны, и в малых городах. Ансамбль выезжал в США и Канаду, где дал концерты во многих городах: поездка началась в декабре 1973 года и продолжалась полтора месяца. Были гастроли и в Англию, Францию, Мексику.
Параллельно с работой в «Анахну – кан» у Ализы было немало «сборных» концертов, куда её приглашали петь соло. Как правило, ей аккомпанировал брат Миша. Неизменно их выступления пользовались большим успехом. Ализе запомнился концерт в Иерусалиме в 1975 году, на котором присутствовал Михаил Александрович. Отец Ализы знал и дружил с Александровичем ещё в молодости в Каунасе, где оба тогда пели в синагогах. На концерте в иерусалимском Зале конгрессов Александровича встретили и проводили тогда буквально овацией. По приезде в Израиль Шауль Блехарович не включался в работу с ансамблем. Он руководил хором ветеранов Вильнюса в Тель- Авиве. Жизнь его оборвалась в 1977 году.
Эти годы вообще были нелёгкими для семьи. У Ализы накопились проблемы и сложности в работе с большим хором, которая требовала большой отдачи времени и сил, но того же в эти годы требовала семья, «самые-самые» школьные годы сына. Именно по этой причине ей пришлось отказаться от заманчивых предложений концертных заграничных турне. Поэтому когда поступило предложение от Министерства абсорбции и Координационного комитета алии о создании к 30-летию Государства Израиль литературно-музыкальной композиции, она вместе с составителем программы Иосейом Якоби, чтецом Ритой Варло и братом – композитором и аккомпаниатором Мишей Блехаровичем отдали много сил её созданию. Десятки раз ими исполнялась программа в самых разных городах, кибуцах – везде, где живут новые репатрианты и есть залы.
Сначала И. Якоби вёл рассказ об истории страны, сопровождая его диапозитивами – от конференции провозглашения государства до бараков и палаток олим, осушения болот и прокладки дорог. Каждый период рассказа иллюстрировался песней, популярной в то время, исполнявшейся Ализой на иврите, с русским текстом на экране в переводах Е. Бауха и А. Владимировой. Рассказ и песни сопровождались музыкальной композицией и аккомпанементом Миши.
Миша в те годы временно прервал работу в ансамбле, посвятив время композиторской работе, а также постоянной должности музыкального руководителя Камерного театра, где он выполнил музыкальное оформление целого ряда спектаклей, драматических и музыкальных. Кроме того, много работ он выполнил и для театра Идишшпиль. Одновременно он пишет музыку к детским передачам израильского телевидения. Занимается Миша и аранжировкой хасидских песен для фестивалей. Самая известная из них – нашедшая всеобщее признание хасидская «Адон Олям» - «Господин мира» Узи Хитмана. Пройдёт лет десять, и Мишу уговорят вновь вернуться в «Анахну – кан» в качестве музыкального руководителя ансамбля.
Ализа с 1987 года стала дирижёром хора имени Клепфиша клуба «Арбейтер ринг» и продолжает возглавлять его по сей день. Когда началась массовая алия 90-х годов, композицию И. Якоби, «исправленную и дополненную» событиями и песнями последних лет, вернули на несколько лет. Были и другие программы, исполнявшиеся Ализой и тесно связанные с творчеством брата.
Музыка Миши Блехаровича глубоко профессиональна и мелодична, несмотря на нелёгкие условия в Израиле для композитора, как правило, не имеющего возможности сосредоточиться всецело на чистом творчестве. В рамках очерка невозможно охватить всю палитру художника. Обращают на себя внимание его вокальные произведения, как будто специально написанные для голоса Ализы. В её исполнении звучат особенно мелодично «Пастораль» и «Дас идише ворт» («Еврейское слово»), «Их зинг фар Айх» ( «Я пою для Вас») и «Шолом Алейхем». Нельзя не отметить и «А гите нахт» («Доброй ночи») на слова Иосифа Котляра. Снова с Нехамой Лифшицайте через много творческих лет.
А как звучит музыкальная миниатюра «Зихронот» («Воспоминания») в исполнении его собственном (фортепиано), сына Шахара (саксофон) и дочери Майи (труба). Все дети Миши получили музыкальное образование, а сыновья Шахар и Таль стали профессиональными музыкантами. Одной из последних масштабных работ, подготовленных композитором Мишей Блехаровичем совместно с сыном Талем, стала большая музыкальная программа – спектакль к 60-летию Камерного театра, составленная из музыкальных фрагментов его спектаклей.
Одновременно Миша работает над музыкальным спектаклем «Аленький цветочек» для Театра юного зрителя под управлением Шауля Тиктинера, которому он помог ещё в его творческой абсорбции и с которым продолжает успешно сотрудничать. В эти дни Миша пишет музыку и для театра «Идишшпиль», для программы двух популярных актёров Гади Ягила и Анат Ацмон.
Кстати, интересные композиторские опыты и в творчестве дирижёра и певицы Ализы, и сыновей Миши. Обращает на себя внимание прекрасная песня «Ханэлэ», написанная Ализой на слова Лахит Иуд к одному из фестивалей песен на идише, ежегодно проводившихся в своё время под руководством Натана Гильбоа, но, к сожалению, прекращённых. Другая её прекрасная работа – «Ви а флатерл» («Как бабочка») на слова замечательной поэтессы Ривки Басман. Оба произведения отличает мелодизм и приверженность к классике, сочетание в наше время не столь частое. Творчеством Ализы Блехарович музыка могла бы серьёзно прирасти, имей она возможность сосредоточиться на композиторском поприще.

Нехама Лифшицайте и Миша Блехарович.
Инструментальная миниатюра Таля «Мелодия» ещё несколько лет назад обратила внимание на молодого музыканта. Сейчас его творческий портфель пополнился новыми интересными вещами.
Многие произведения отца и свои Ализа и Миша собрали на диск, изданный к 100-летию со дня рождения Шауля Блехаровича. Изданы и несколько других «семейных» дисков и кассет.
Одним из крупных событий в творческой жизни сестры и брата было участие в культурной программе Первого всемирного конгресса лытваков, состоявшегося в Вильнюсе в августе 2001 года. Вот что писала вильнюсская «Литовский Иерусалим»: «Участники и гости конгресса получили возможность вновь оценить высокое исполнительское мастерство Ализы и Миши Блехаровичей (Израиль). Вильнюсские любители музыки до сих пор помнят их отца Шауля Блехаровича, создавшего в 1956 году хор, в котором пели более ста человек. В 1972 году его дети, Ализа и Миша, как и большинство хористов, репатриировались в Израиль, где создали ансамбль «Анахну – кан», который по сей день концертирует. С искусством певицы Ализы и композитора Миши Блехаровичей знакомы ценители еврейской музыки в разных странах».
Обложка диска
Автору посчастливилось:На его стихи был написаны 15 песен композиторами Юрием Кремером и Марком Штейнбергом,которые Ю. Кремер записал на диск в своём исполнении.
Часть песен, по моей просьбе, исполнила и Ализа Блехарович - они тоже были записаны на диск. Исполнение Ализы было на столь высоком уровне, что даже несовершенство записи не мешает получить большое удовольствие от её голоса и трогательного проникновения певицы в мелодии и тексты песен.
Сестра и брат Блехаровичи - в самом расцвете творческих сил, чему свидетельством – новые программы, концерты, спектакли, диски. Уже ясно, что семейная эстафета подхвачена и следующим поколением: Шахар руководит джазовым оркестром на телевидении; Таль пишет музыку к спектаклям.
Отмечавшееся в 2006 году 50-летие Еврейского ансамбля песни и пляски – большой праздник Идишкайта и израильского ансамбля "Анахну кан", прямого наследника и продолжателя традиций юбиляра. Тем более, что музыкальным руководителем ансамбля является представитель славной династии - Миша Блехарович. На юбилейном концерте выступила и Ализа. Им обоим, как и другим ветеранам ещё вильнюсского периода ансамбля, привезли поздравления из Вильнюса участники Вильнюсского еврейского ансамбля - наследника того, который был создан с их участием.
От души желаем династии Блехаровичей новых и новых творческих успехов.

Михаил Ринский (972) (0)3-6161361 (972) (0)54-5529955
mikhael_33@012.net.il

Комментариев нет: